Взять наш Нижнеколымский район. Он становится крупнейшим авиационным, морским и автотранспортным узлом на северо-востоке страны. Рождались промышленные и строительные предприятия. Вырастали и многоэтажные каменные дома со всеми коммунальными удобствами. Время в дороге от Черского до Москвы с трех суток сократилось до 10 часов.
В прошлом году в одном из номеров «Огонька» был опубликован интересный материал о поездке зарубежных корреспондентов на Северный полюс. По пути туда они два дня находились в Черском. Мы показали им первую в Союзе плавучую электростанцию, свозили на «трассу жизни», связывающую Зеленый Мыс с горнодобывающими предприятиями Чукотки, показали старое и новое помещения редакции, свою районную газету. Прощаясь, один из них сказал:
— Я много читал о Севере. Думал, знаю его. Но то, что увидел... Я бы с удовольствием поработал здесь.
С развитием Заполярья росла и его печать. 7 ноября 1968 года, собираясь на праздничную демонстрацию, колымские читатели получили газету вдвое большего формата, чем раньше, на четырех полосках, в два цвета. «Колымская правда» пришла на смену «Советской Колыме», сменившей «Красного оленевода».
Готовились мы к этому событию долго. Построить новое помещение не представлялось возможным. Решили расширить и реконструировать старое. Схему расположения цехов и кабинетов чертили сами. Нештатные корреспонденты из СМУ «Колымстрой» составили смету. Помогали редакции все — особенно морской порт, автобаза, авиаторы. Меня прозвали «прорабом». Пусть... Здание реконструировали за полгода. Плотничали, штукатурили, устанавливали новое оборудование и... постоянно выпускали газету, ни разу не нарушив графика.
Сейчас в типографии, разместившейся на первом этаже, два линотипа, две плоскопечатные машины, корректурный и бумагорезательный станки. Вместо старых деревянных касс — универсальные рабочие места. Работает ЭГА, сократившая сроки изготовления клише с 20 дней (отправляли в Якутск) до двух часов. Три года палац установкой бумагорезательного станка полностью вытеснили ручной труд: все трудоемкие процессы теперь выполняют машины. В цехах всегда чисто, уютно, стоят живые цветы.
МИНУВШИМ ЛЕТОМ я отдыхал в Болгарии, в международном Доме отдыха. Познакомился со многими коллегами, прекрасными людьми. Но вот один спросил меня
— Ну как же вы все-таки там живете?
Ответила дочь:
— Одеваем все из оленьих шкур, спим в кукулях. Случается: проснёмся - а на крыльце медведь.
Странно, но товарищ поверил, хотя неплохо образован и о некоторых странах может говорить часами.
Живём мы, как и все. Масса проблем, больших и малых, трудностей, связанных с повышением производительности труда, снижением себестоимости, окупаемости затрат. Вот круг вопросов, которыми занимаемся вроде бы немало, а все же недостаточно.
Коллектив редакции подобрался дружный, работоспособный. Позвони любому в полночь, скажи, что надо срочно слетать в тундру,— через полчаса сотрудник будет на аэродроме. Постоянно держим руку на пульсе жизни. Ответственный секретарь редакции В. Малюганов предложил поглубже изучить работу одного из лучших предприятий района, чтобы найти там неиспользованные резервы, определить «узкие места». Вероятно, проще это было бы сделать на отстающем предприятии, но, наверно, менее значимо.
Выбрали автобазу «Зеленый Мыс». Ходил туда В. Малюганов около двух недель, ездил по трассе. Написанный им критический материал напечатали в двух номерах, назвав «Барьеры и заносы на зимнике». Ответ не заставил долго ждать: директор автобазы и секретарь партийной организации требовали опровержения. Не успел я дочитать письмо, раздался звонок от первого секретаря районного комитета партии А. Чикачева. Он просил зайти автора статьи.
...Довольный Малюганов вернулся через два часа. Первый секретарь тепло отозвался о выступлении газеты. Сказал, что тема поднята глубоко, заинтересованно. Обещал поддержать. Статья вызвала много откликов. Пришли письма от шофера Я. Приволоцкого, начальника Билибинского складского хозяйства Ю. Марченко, бригадира портовых рабочих В. Овчаренко, тракториста А. Погребняка. Продолжая разговор, они писали о недостатках в работе автотранспорта, больших простоях, вносили предложения. Статью дважды обсудили на совещании в райкоме КПСС. В результате работа автобазы значительно улучшилась, повысилась среднетехническая скорость, возрос коэффициент использования машин, сократились простои.
Недавно в редакцию пришло письмо от ученого-зоотехника Н. Голикова. Автор предлагал отказаться от существующей системы ведения оленеводства и перейти на сменно-звеньевую форму организации труда в бригадах. Реализация этого предложения настолько сложна, что у каждого, кто хоть чуть-чуть знаком с оленеводством, возникнут сотни вопросов. Решив напечатать письмо ученого, мы, однако, побаивались, что многие специалисты выступят против, но что ни отклик, то — «за». По этому поводу состоялось заседание бюро РК КПСС. Выступление газеты одобрено, и в этом году две бригады начали работать по-новому.
ВЫПИСЫВАЕТ «Колымскую правду», по существу, каждая семья. С 1953 года тираж газеты возрос почти в десять раз. В среднем за год к нам обращается с письмом каждый тринадцатый житель района.
Многое нам еще предстоит сделать, чтобы преодолеть недостатки. Порою слаба действенность выступлений. На это нам было указано на бюро райкома, где обсуждался вопрос о повышении действенности публикуемых материалов. Мало в газете фельетонов. Еще либеральничаем с пьяницами, бракоделами. Часто пишем шаблонно, поверхностно, а порою и не очень принципиально.
Помню, пришла в район плавучая электростанция «Северное сияние». Мы отвели рассказу о ней целый разворот, а когда она начала работать, многие не захотели пользоваться ее энергией, потому что у каждого предприятия имелась своя электростанция. Дорогая, неэкономная, но своя. Мы критиковали подобное отношение к делу, но, чтобы оно изменилось, потребовалось четыре года. Будь мы более настойчивы и последовательны, вопрос решился бы быстрее. (Кстати, пар, выделяемый станцией, по-прежнему согревает воздух, а им можно было бы отапливать полпосёлка.)
Но все же у нас есть главное — удовлетворение от работы, от той пользы, которую она приносит. Живет в нашем районе Н. Таврат, человек уважаемый. Его избирали делегатом XIX партийного съезда, депутатом Верховного Совета РСФСР, он награжден многими орденами и медалями. Был он пастухом в оленеводческой бригаде, был председателем колхоза, директором совхоза, а теперь более десяти лет председатель райисполкома. Четверть века проработал на Крайнем Севере председателем колхоза Г. Шкулев. Когда эти люди рассказывают о своей судьбе, они обязательно упоминают районную газету. Считают, что она им во многом помогла. И всегда с особым удовольствием говорят о самой первой газете, предшественнице «Колымской правды»,— о «Красном оленеводе».
Вениамин Переверзин, редактор газеты «Колымская правда» (напечатано в журнале «Журналист», № 3, 1977 год)
Оставить сообщение: